БЕТАНКУР Августин Августинович - БЕТАНКУ́Р Августин Августинович (наст. Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина, Bethencourt y Molina) (1 февраля 1758, Пуэрто-де-ла-Крус, Канарские острова - 14 (26) июля 1824, Петербург), испанский и российский ученый, изобретатель, инженер-механик и строитель, генерал-лейтенант российской службы (1809), член-корреспондент Парижской академии наук (см. ПАРИЖСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК) (1809). Испанский дворянин Августин Бетанкур окончил Королевскую академию изящных искусств Сен-Фернандо в Мадриде (1781). В студенческие годы он проявил талант изобретателя, усовершенствовав технологию прядения шелка и производства шелковых тканей. В 1798 году Бетанкур руководил строительством первого в Испании оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом. Он создал в Испании Корпус путей сообщения, с 1800 года был его генерал-инспектором, а также всех дорог и мостов Испании; с 1803 года - главный интендант испанской армии. С целью совершенствования своих знаний Бетанкур прошел стажировку во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах. В 1807 году по политическим соображениям он навсегда покинул Испанию, уехал в Париж, где опубликовал «Курс построения машин». В ноябре 1808 года Бетанкур был принят на русскую службу и зачислен в армию в чине генерал-майора. В 1816 году Бетанкур возглавил Комитет по делам строений и гидравлических работ в Петербурге, куда должны были представляться проекты всех строений и сооружений столицы; в 1819 году стал главным директором путей сообщения России.
В России под руководством Бетанкура были проведены переоборудование Тульского оружейного завода с установкой паровых машин, созданных по его проекту; постройка в Казани литейного цеха для пушек; переоборудование Александровской мануфактуры; углубление порта в Кронштадте и сооружение канала между Ижорским заводом и Петербургом с применением изобретенной им же в 1810 году паровой землечерпательной машины. Он руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Петербурге. По планам и под руководством Бетанкура было сооружено здание Манежа в Москве, перекрытого уникальными по величине пролета (45 м) деревянными фермами (к архитектурной разработке отдельных деталей здания был привлечен архитектор О.И. Бове). В 1820 году на территории Нижегородской ярмарки по проекту Бетанкура был сооружен Гостиный двор. В 1818-1822 годах при его участии была построена первая крупная в России шоссейная дорога Петербург-Новгород-Москва. Бетанкур способствовал улучшению устройства внутреннего судоходства России, разработал проекты реконструкций Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем, строительства многих мостов , в том числе Каменноостровского в Петербурге и наплавного моста на стрелке при впадении Оки в Волгу в Нижнем Новгороде (1817).
Под руководством Бетанкура работали архитекторы К.И. Росси, В.П. Стасов, О.И. Бове. Он содействовал распространению инженерного образования. По его инициативе в 1810 году был учрежден в Петербурге Институт путей сообщения, которым Бетанкур руководил до конца жизни; в 1819-1820 годах были открыты Военно-строительная и Кондукторская школы в Петербурге. В 1816-1818 годах по проекту Бетанкура и при его участии сооружено здание Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге (ныне Гознак), для которого он разработал станки и механизмы. Бетанкур занимался разработкой и образцов новых ассигнаций, и способов их производства, и штатами будущего учреждения. Он подбирал и обучал кадры специалистов и рабочих, которые направлялись на обучение на бумажные фабрики и типографии. В феврале 1824 года Бетанкур ушел в отставку. Уже после его смерти осуществился его последний замысел: началось издание «Журнала путей сообщения».